Мой сайт
Пятница, 20.10.2017, 09:41
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2016 » Декабрь » 7 » Игорь Артемьев, руководитель ФАС: Тарифная политика разворачивается на 180 градусов
    10:36
    Игорь Артемьев, руководитель ФАС: Тарифная политика разворачивается на 180 градусов
    Как взбодрить «национальных чемпионов»
     
    Мы живем, к сожалению, в условиях кризиса. А в кризис все государства сталкиваются с ограничениями конкуренции. Когда «Трансаэро» покидает рынок из-за того, что не справилась с финансовым управлением, разумеется, происходит монополизация рынка авиационных перевозок. А сколько других компаний были разорены в последние годы?
     
    Противопоставлять этому ограничению конкуренции надо антимонопольную, тарифную, инвестиционную политику и политику в области госзаказа. Если мы справимся, то не потеряем будущее, не будем обречены ходить по кругу, генерировать и исправлять одни и те же ошибки.
     
    В кризис правительство резко усилило возможности антимонопольного органа и антимонопольного регулирования в области оборонного заказа, тарифов, поддержки малого и среднего бизнеса, работы госкомпаний и госкорпораций, строительства.
     
    Тарифы
     
    Давайте поговорим о синергии. С чего мы начали в сфере тарифного регулирования? С закупок госкомпаний, мы стали по методу бенчмаркинга сравнивать цены на те или иные закупки и обнаружили: куда ни придем, везде закупки по завышенным ценам. Метод бенчмаркинга, т. е. метод сопоставимых рынков, гораздо более эффективен, чем оценка себестоимости или, скажем, ретро-метод. Естественно, при этом мы оцениваем уровень монополизации рынка. Вот вам и соединение госзаказа и антимонопольной политики для целей тарифной политики.
     
    Если вся тарифная политика, госзаказ и т. д. будут подчиняться примату антимонопольной политики, то они обретут новое качество. Сейчас вы являетесь свидетелями поворота тарифной политики на сто восемьдесят градусов.
     
    Раньше предполагалось, что нужно вводить государственное регулирование еще по более широкому спектру товаров, заниматься еще большим «огосударствлением» экономики, регистрацией и утверждением тарифным органом себестоимости и никого не выпускать из-под тарифного регулирования. Что делают в реестре естественных монополий порты и аэропорты? Порты на одном побережье конкурируют между собой, как сумасшедшие. Московский авиационный узел – пример конкуренции. Или стивидорные компании – какие они монополии? Пора высвобождать электросвязь из-под тарифного регулирования, потому что цены на мобильную связь во многих случаях ниже, чем тарифы на электросвязь. Мы ориентированы не на расширение этого регулирования, а на его резкое сужение.
     
    То же самое можно сказать и о количестве регулируемых тарифов. Сейчас их тысячи, a должны быть десятки. И вводиться тарифы для естественных монополий должны только исходя из принципа «инфляция минус». Нужно забыть об «инфляции плюс». Монополии должны получать тариф только в обмен на программу снижения издержек.
     
    Прежняя политика была направлена на поддержку «национальных чемпионов», которые, конечно, не случайно оказались в основном естественными монополиями. Делалось это в ущерб потребителям, для которых такая поддержка оборачивалась высоким ростом тарифов, при абсолютной неэффективности монополий в строительстве, в модернизации производств, при их огромных затратах и раздутом аппарате.
     
    Многие рынки, которые были едиными для промышленности всей страны, развалились на две, три или четыре части, а границы стали проходить по территориям, измеряемым радиусом железнодорожного тарифа. Тарифы завышались настолько, что грузы оказывалось невыгодно везти в другие регионы.
     
    Более того, железная дорога потеряла грузовую базу. Им нужно стремительно снижать тариф, чтобы вернуть эту базу, отвоевать ее у морского транспорта, у автомобильного.
     
    Игорь Артемьев
     
    Окончил Ленинградский государственный университет по специальности «биология», а также Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «юриспруденция». В 1990 г. избран депутатом Ленсовета, председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. В 1996 г. назначен первым вице-губернатором и председателем комитета финансов администрации Петербурга. В декабре 1999 г. стал депутатом Госдумы. Заместитель председателя фракции «Яблоко», заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. С 10 марта 2004 г. – руководитель Федеральной антимонопольной службы.

     
    Нам нужно поменять и сознание, и тысячи нормативных актов; многие методики ФСТ подлежат изменению. Все они направлены только на одно – повысить тариф, все сделать для «национальных чемпионов».
     
    Нужно в обязательном порядке требовать конкуренции технологий на первом этапе крупных проектов. Сегодня проводят конкурс в один этап, когда в техническом задании указано конкретное техническое решение, хотя есть десяток других. Трудно провести двухэтапный конкурс, на первом этапе которого конкурируют технологии? Почему этот очевидный подход нашими монополиями почти не применяется, а предпочтение отдается единственному поставщику? Это «принцип неделимости отката». Поэтому нужно нормативно ввести двухэтапные конкурсы.
     
    В сфере закупок огромный ресурс снижения издержек. 48% закупок достаются сразу единственному поставщику, а еще 41% замаскирован под названиями «безальтернативный выбор», «чрезвычайная закупка». Итого 90% – не на конкурентной основе. Я бы всем поставил индексацию тарифов 0% за одно это. Это же издевательство над федеральным законодательством. В первом чтении Госдума приняла поправки в 223-ФЗ (о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц), которые совершенствуют механизм. Но обойти-то можно любой закон.
     
    Если бы с помощью 223-ФЗ можно было сэкономить хотя бы столько, сколько с помощью 44-ФЗ (о контрактной системе для государственных и муниципальных закупок. – «Ведомости»), то экономия составила бы 1 трлн руб.
     
    Программа сокращения издержек должна охватывать по меньшей мере три области: операционные затраты, эксплуатационно-инвестиционные, финансово-хозяйственные. Почему, например, не проводится работа по снижению дебиторской задолженности, которая у естественных монополий достигает сотен миллиардов рублей.
     
    Нужно продолжать продажу непрофильных активов. У них есть СМИ, турагентства, медучреждения, спортклубы. Никто не собирается сразу «Локомотив» забирать у РЖД из уважения к болельщикам. Но вообще-то заниматься финансированием футбольных, хоккейных команд и так далее должен частный бизнес. А сейчас эти издержки переносятся на тарифы.
     
    Мы имеем раскормленных, ленивых, совершенно неэнергичных наших «национальных чемпионов». Их нужно подбодрить.
     
    Малый бизнес
     
    Мы освобождаем малый бизнес от нашего контроля через иммунитеты. Для бизнеса с выручкой менее 400 млн руб. вводятся иммунитеты в отношении злоупотребления доминирующим положением, соглашений (кроме картелей), торговых сетей.
     
    [Первый вице-премьер] Игорь Шувалов предложил, чтобы частные компании с оборотом более 7 млрд руб. при закупках отдавали 10% лотов малому и среднему бизнесу. Это общая социальная ответственность, но я думаю, что и частный бизнес ничего не потеряет. Можно проводить предквалификацию, и тогда у компаний будет возможность выбрать тот малый бизнес, который качественно выполнит работу. И такой малый бизнес есть сегодня в стране. Он ищет себе работу и не может ее найти.
     
    Итоги года
     
    Я считаю, что мы стали свидетелями окончательного формирования, пожалуй, самой совершенной системы в мире биржевых торгов нефтепродуктами. И на конец года, например, при инфляции в 12,2% дизельное топливо подорожает максимум на 5–6%, бензин – на 9%.
     
    Начались торги природным газом, что позволяет говорить даже о возможном дерегулировании цен на газ. Потому что благодаря биржевым торгам нефтью сложился вполне конкурентный рынок, как это ни странно, самого газа. При этом должно быть сохранено жесткое регулирование тарифа на транспортировку.
     
    Введены правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи. У инвестора есть возможность подключиться к сетям, а у владельца – заработать разумные, но не монопольные деньги. И таким образом, сеть будет развиваться. Если бы мы приняли такие же правила для железнодорожного транспорта или для газового сектора, то и в этих сферах сформировалась бы благоприятная среда для инвестиций. Я имею в виду инвестиции в подъездные пути, строительство магистральных газопроводов нефтяными компаниями до точки врезки в трубу «Газпрома».
     
    Большая, выстраданная реформа – Четвертый антимонопольный пакет. Он позволит повысить эффективность регулятора, снизив при этом административное давление на бизнес.
     
    Председатель правительства подписал Стандарт развития конкуренции в регионах. От предыдущих он отличается принципиально – оцифрованы показатели, которых нужно достичь: доля частных детских дошкольных учреждений и школ, доля расходов на частную медицину. Ведь это снижает расходы бюджета. Зачем, скажем, покупать автобус за счет бюджета, если можно привлечь частника.
     
    Пятый пакет
     
    Что будет в Пятом антимонопольном пакете? Это еще нужно обсуждать.
     
    Но совершенно точно – соотношение прав на интеллектуальную собственность и антимонопольного регулирования. Мы должны противопоставлять методы антимонопольного реагирования плохим практикам транснациональных корпораций, особенно там, где затронуты публичные интересы государства: например, защита жизни и здоровья граждан.
     
    В пятом пакете будет дано определение антимонопольного комплайенса и последствий его добросовестного применения.
     
    Самая большая работа – масштабное изменение законодательства о тарифах. Нужно, проще говоря, все нормы переписать. Политика должна развернуться на сто восемьдесят градусов.
     
    Надо, наконец, упразднить закон 1995 г. «О естественных монополиях». Это будет олицетворением конца истории «национальных чемпионов». Их нужно заставить стремиться к эффективности, а не к размеру. Мы считаем, что было бы неплохо, чтобы в законе о конкуренции появилась глава «Инфраструктурные монополии». И если мы оставим под такими инфраструктурными монополиями только сетевые активы, то совершим революцию в законодательстве.
     
    Безусловно, должны быть в пакете параллельный импорт и система коллективных исков.
     
    Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы
    Просмотров: 45 | Добавил: floodanoth1979 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz