Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в ходе заседания правительства объявил о повышении цен на газ для населения страны на 23,5% с 1 ноября в рамках выполнения условий МВФ для получения очередного кредитного транша.
Газовая отрасль Украины встала на путь самоубийства, и сойти с него она уже не может. Сейчас накопленные долги по платежкам за газ составляют несколько миллиардов долларов. И это при нынешнем уровне цен для населения, который примерно в 9 раз выше того, что было до «революции достоинства». Начать платить за энергоресурсы в несколько раз больше, конечно, великое достоинство.
Самое смешное в сложившихся обстоятельствах заключается в том, что украинское государство могло не включать стоимость газа для населения в качестве индикативного показателя, который рассматривает МВФ в контексте одобрения или неодобрения очередных кредитов. Им предлагали использовать именно этот индикатор в числе прочих, но они могли бы поторговаться, объяснив, что население и так достаточно бедное, и было очевидно, что рост тарифов приведет лишь к росту задолженности.
Уже тогда было понятно, что пока они не обеспечат достаточный уровень платежеспособности населения, невозможно рассчитывать на то, что население будет платить за газ столько же, сколько и промышленность, что эти платежи можно привести к импортному паритету.
Более того, они забыли про то, что у них есть собственная добыча. Сейчас Украина потребляет чуть более 30 млрд кубов газа в год, а собственная добыча составляет 18-20 млрд кубов, при этом они подписались под тем, чтобы привести тарифы к импортному паритету. То есть цена внутри страны зависит от стоимости газа на Дюссельдорфе (это немецкий газовый хаб) плюс транспортные и другие расходы.
Очевидно, что при не самой выдающейся платежеспособности населения люди просто перестанут платить за газ. Потребление газа населением начнет сокращаться, потому что люди сначала перестанут за него платить, потом будут воровать. В конечном итоге они перестанут его использовать и вернутся к буржуйкам, уголькам, где это возможно, а где невозможно, будут жечь электроэнергию. Это приведет к росту потребления электроэнергии, однако генерирующая отрасль Украины находится не в самом выдающемся положении. Этот комплекс проблем, очевидно, никак не решится очередным повышением тарифов на газ.
Понятно, что они подписали с МВФ, что это индикатор, а без денег МВФ они не переживут 2019 год. Сейчас они хотят взять деньги для того, чтобы перезанять, чтобы переотдать. Это путь в никуда, он не обеспечивает рост экономики или какого-то внятного развития Украины как государства, а гарантирует ей дальнейшую стагнацию и сокращение экономики.
Важным фактором происходящего является фактически начатая президентская кампания на Украине. Сейчас уже более или менее понятно, кто основные кандидаты, и что Гройсман не станет кандидатом в президенты в этом избирательном цикле. Ему и дали «почетное право» очень и очень сильно снизить свой политический капитал.
И это не просто повышение цен, это также часть политической игры с попытками одних людей сохранить политический капитал и подставить других людей. С другой стороны, это откровенный саботаж отопительного сезона, откровенный саботаж по отношению к своему собственному населению, которое окажется заложником того, что государство не способно самостоятельно обеспечить свое развитие и вынуждено брать деньги в долг, чтобы отдавать прежние долги. В результате, когда в скором времени начнутся холода, население будет вынуждено платить за газ больше.
Но это еще не последнее повышение тарифов на газ. Как я понимаю, тарифы на газ на Украине должны еще повыситься в 1,5-2 раза, учитывая в том числе то, что газ на внешних площадках также дорожает, а индикатором является импортный паритет и стоимость газа на дюссельдорфской площадке. Газ будет дорожать вслед за нефтью, поэтому население Украины ждут еще дальнейшие повышения.
Я подозреваю, что после выборов власть на Украине сменится (хотя не факт), и новым властям придется как-то решать этот вопрос с МВФ. Возможно, попытаться убрать этот индикатор из соглашения, объяснив, что продолжение сотрудничества в таком формате приводит к невозможности продолжения сотрудничества. Невозможно платить по долгам, когда население перестает платить.
Чтобы хотя бы частично скрыть неплатежеспособность населения, украинским властям придется что-то делать с субсидиями. По некоторым оценкам, 70% населения нуждается в субсидиях для оплаты газа, а субсидии платятся из госбюджета в бюджет «Нафтогаза». Это помогает «Нафтогазу» показывать прибыль, и единственным выгодоприобретателем станет руководство газовой компании, которое получает премии за хорошие финансовые результаты. А население, да и украинское государство в целом от этого страдает.
Дальнейшее повышение приведет к дальнейшему росту субсидий. Откуда брать деньги в бюджет, не ясно. Люди за газ практически не платят и платить будут еще меньше. Значит, надо будет увеличить субсидии, списывать долги, ведь вернуть невозможно, а потребление газа на Украине тем временем будет только снижаться.
Однако в этом всем есть один большой плюс. Лет через пять, когда эти огромные тарифы убьют внутренний спрос на газ, убьют остатки украинской промышленности, тех 18-20 млрд кубов, которые добывает Украина, хватит не только для внутреннего потребления, но и для того, чтобы начать экспортировать энергоресурсы. В этом смысле нынешнее руководство Украины делает все правильно и все хорошо. Правда, население Украины будет сокращаться, промышленность будет падать, экономика продолжит умирать.
|