“Газпром” и Роснедра опять разошлись во мнениях относительно планов монополии по освоению Штокмана. Чиновники уверяют, что “Газпром” хочет изменить условия лицензии, отодвинув сроки на 2017-2018 годы. Но в монополии возражают, что всего лишь попросили переоформить права на месторождение с дочерней структуры на головную компанию. Аналитики же ждут к 2018 году пика предложения на рынке газа, подчеркивая, что “время играет против Штокмана”, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера замглавы Роснедр Игорь Плесовских сообщил, что “Газпром” подал в ведомство заявку на изменение условий лицензии на Штокмановское месторождение, чтобы отодвинуть сроки его ввода в эксплуатацию. “Заявка по Штокману на изменение лицензионного соглашения действительно поступила. Но рабочая группа ее пока не рассматривала”,— цитирует чиновника “Интерфакс”. Он пояснил, что сейчас идут проверка поданной документации, анализ комплектации документации и т. д. На какой именно срок может быть перенесен ввод Штокмана, господин Плесовских не уточнил. Но подчеркнул, что они “будут изменены и будут перенесены на более поздние даты, чем это предусматривалось в лицензии”. Чиновник допустил, что речь пойдет о 2017-2018 годах, “где-то в эти сроки”. Заявку “Газпрома” Роснедра планируют рассмотреть в течение месяца.
Штокмановское месторождение расположено в Баренцевом море. Запасы — 3,9 трлн куб. м газа по категории С1, конденсата — 53,3 млн тонн по категориям С1 и С2. Лицензией владеет “Газпром добыча шельф”. Оператором реализации первой фазы месторождения должен был стать Shtokman Development AG (“Газпрому” принадлежало 51%, французской Total — 25%, норвежской Statoil — 24%). Но в июле истекло соглашение между партнерами, и сейчас монополия ведет переговоры о вхождении в проект новых инвесторов. Предполагается, что 100% добываемого газа будет перерабатываться в СПГ.
При этом в самом “Газпроме” уверяют, что менять сроки лицензии не просили. “”Газпром” не подавал в Роснедра заявку на изменение сроков ввода в эксплуатацию Штокмановского месторождения”,— сказали в монополии. Там поясняют, что в Роснедра подана заявка на переоформление лицензии на месторождение с ООО “Газпром добыча шельф” на головную компанию. Какие сроки запуска Штокмана сейчас указаны в лицензии, в “Газпроме” сообщить отказались.
Это не первое подобное расхождение во мнениях Роснедр и “Газпрома”. В феврале 2011 года заместитель руководителя ведомства Петр Садовник также сообщал, что “Газпром” попросил о переносе сроков ввода в эксплуатацию месторождения на 2018 год и Роснедра не возражали. При этом в монополии и операторе проекта Shtokman Development уверяли, что ни о каком переносе сроков речи не идет. В последнем варианте разработки запустить Штокман планировалось в 2016-2017 годах. Однако после окончания соглашения с иностранными партнерами по проекту в монополии заявили, что принятие окончательного инвестрешения по Штокману можно ждать не раньше 2014 года, а начало добычи — после 2019 года.
Виталий Крюков из “ИФД-Капиталъ” отмечает, что, даже если “Газпром” перенесет сроки ввода Штокмана в лицензионном соглашении, основной проблемой для компании станет сбыт газа. Все будет зависеть от того, как сложится к этому времени ситуация на рынке СПГ. Если судить по заявлениям мировых компаний о сроках реализации их проектов в этой области, на 2018 год придется пик предложения сжиженного газа на фоне спроса, растущего куда более низкими темпами. Впрочем, добавляет аналитик, у австралийских проектов “есть проблемы”, и, скорее всего, вовремя не будут введены СПГ-терминалы и заводы в Африке. “Так что у “Газпрома” есть шанс получить место на рынке, и очень важно успеть занять его до переизбытка предложения”,— отмечает Виталий Крюков, подчеркивая, что “время играет против Штокмана”. Аналогичная ситуация складывается и вокруг другого российского СПГ-проекта “Ямал СПГ”, акционеры которого, по версии одного из них — французской Total (владеет 25%, остальное у НОВАТЭКа), также рассматривают возможность переноса сроков начала добычи.
|